Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Приемная комиссия: +7(383) 346-58-52, +79137030522; Бухгалтерия (по вопросам оплаты): +7 (383) 346-54-25, +79139141838

Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК)

Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК)
для работников и обучающихся с 6-30 до 22-00 часов, для посетителей с 9-00 до 17-00 часов

Показать на карте

Вышли в свет монографии по истории России и Новосибирска профессора СибУПК В. Кокоулина

В Сибирском университете потребительской кооперации вышли в свет две книги «Столица Сибири: Новониколаевск-Новосибирск в годы новой экономической политики (1921 – 1929 годы)» и «Великая Отечественная война в исторической памяти позднесоветской и постсоветской России».

Автор книг – профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета СибУПК, доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Владислав Геннадьевич Кокоулин является руководителем научного направления «Власть и управление в Сибири: историко-правовой аспект (XX-XXI вв.)» в рамках научной школы университета «Историко-культурные и философские проблемы общественного развития». Учёный имеет 179 научных публикаций, в том числе 14 монографий, посвященных истории революции и Гражданской войны в Сибири, истории мусульманских общин Сибири и другим темам, затрагивающим научные интересы автора. Ученый является главным редактором журнала «Сибирский архив», экспертом РАН.

Научное управление совместно с автором подготовили небольшое интервью.

– Владислав Геннадьевич, Вы активно изучали историю революций и Гражданской войны в Сибири, выпустили несколько книг. Что Вас заставило сменить тему?

Действительно, я почти четверть века занимался историей революций и Гражданской войны. Написав несколько книг, я понял, что эта тема исчерпана: всё новое, что удалось обнаружить в архивах, и все те идеи, которые приходили во время работы, изложены. Можно, конечно, продолжать заниматься уточнением мелких деталей, но эта работа уже не представляет для меня интереса.

Однако за четверть века научной работы мне приходилось обращаться к другим темам, в частности, я написал истории новосибирской и томской мусульманской общин, затем научно-популярную книгу по истории ислама в России, а также книгу по истории образования и науки в Сибири в 1920-е – начале 1930-х годов.

Во время работы над последней книгой мне попадались в архивных делах интересные документы, связанные с историей нашего города, которые до поры до времени лежали в запасе. А после того, как книга по истории образования и науки была закончена, у меня сложилось убеждение, что необходимо продолжить работу по периоду нэпа, поскольку он был несколько романтизирован в годы перестройки, а потом ушёл в тень сочинений по разоблачению «сталинских злодеяний». А между тем, это был очень непростой и противоречивый период.

Новая экономическая политика была весьма противоречивым периодом: в ней сочетался как революционный энтузиазм и повседневные практики Гражданской войны, так и возрождённые привычки и быт довоенной России. Демократические и авторитарные тенденции причудливо перемешивались в повседневной деятельности органов власти, партийных организаций, хозяйственных органов, разных слоёв городского населения. И то, как эти тенденции проявились в жизни конкретного города – Новониколаевска-Новосибирска (который в те годы был столицей всей Сибири!) – я и рассказал в своей книге. А также о том, на что надеялись и о чём мечтали простые люди, как они видели окружающие их перемены в жизни страны и города и что они по этому поводу думали.

– Почему Вы обратились к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне?

Этой темой я начал заниматься в 2015 году в Новосибирском высшем военном командном училище в рамках научно-исследовательского проекта по изучению формирования исторических представлений курсантов военных вузов. Вместе с коллегами мы опубликовали несколько статей на эту тему. В ходе работы стали понятны механизмы формирования этих представлений, а также тот факт, что исторические представления формируются не только у курсантов, но и в массовом сознании современных россиян.

Я планировал заняться этой темой после того, как будет закончена работа над «Столицей Сибири», но в 2020 году были неожиданно закрыты архивы, пришлось отложить почти законченную книгу, поскольку было необходимо уточнить некоторые детали. А без обращения как архивным документам это было невозможно. Вот тогда я и начал работать над проблемами исторической памяти.

Книга по исторической памяти была закончена весной прошлого года, к этому времени как раз вновь стали доступны архивы для исследователей и, пока рукопись одной книги была у рецензентов и редактора, удалось завершить вторую книгу.

– Вы предпочитаете писать книги, в то время как большинство историков ограничиваются тезисами и статьями в журналах и сборниках. Почему?

Я тоже пишу тезисы и статьи, но рассматриваю их обычно как некий промежуточный этап – для обсуждения с коллегами, уточнения концепции, систематизации собранного материала. Для историка, чтобы раскрыть тему, формат статьи явно недостаточный. Монография в этом смысле позволяет подробно и логично изложить большое количество информации. Да и для читателя всё же предпочтительнее монографии, в котором излагаются все аспекты темы с пояснениями и переходами от одного сюжета к другому, чем статьи, которые интересны (да и то не всегда!) только узким специалистам по данной теме.

– Что Вас особенно вдохновляет в исторических исследованиях?

Работа историка, на мой взгляд, в чём-то сродни работе следователя. Точно также как следователь по оставшимся следам и показаниям свидетелей восстанавливает картину происшедшего, так и историк, опираясь на документы и источники личного происхождения (письма, дневники и мемуары) восстанавливает исторические события. Со временем накапливается опыт и одновременно появляется интерес к изучению всё новых и новых тем. Сегодня, отправляясь в библиотеку или архив, я намного лучше представляю, что и как надо искать, чем тогда, когда я начинал работу над своей первой книгой. Но радость открытия чего-то нового и неизвестного остаётся как и в те первые годы, когда я начинал свою научно-исследовательскую деятельность. Вот ради этого нового и интересного настоящий историк готов сидеть над архивными делами, старыми газетами или вчитываться в воспоминания о событиях давно минувших дней. А когда у вас в голове наконец-то складывается ясная картина событий – ощущение трудно с чем-то сравнить.

– Кто Вам помогал в работе над книгами?

Все материалы для этой книги я собрал в двух архивах – Государственном архиве Новосибирской области и Новосибирском городском архиве, а также в Областной научной и публичной научно-технической библиотеках. Общение с сотрудниками этих архивов и библиотек было для меня каждодневной поддержкой, дискуссии и споры (порой весьма эмоциональные!) вдохновляли на дальнейший поиск. За что хотелось бы сказать им огромное спасибо.

Добрые слова хотелось бы сказать о моей семье. Так, мой отец (кстати, член Союза писателей) выступает как научный редактор моих книг и порой суровый критик, позволяющий мне доработать текст и сделать его более понятным для читателей.

Огромное спасибо хотелось бы сказать рецензентам и ответственным редакторам моих книг – это мои коллеги – доктора наук из ТГУ, НГПУ, АлтГТУ, СГУПС и многих других организаций. Они первыми оценивали мои труды, а их критические замечания помогали мне доработать концепцию и улучшить в итоге текст книг.

Также огромное спасибо хотелось бы сказать тем, кто создавал и создаёт обстановку, позволяющую заниматься творческой деятельностью – руководству нашего вуза. Без их умения организовать работу преподавателей вуза так, чтобы оставалось время для плодотворной научной работы, написать эти книги, поверьте мне, было бы намного труднее.

– Какую следующую книгу Вы собираетесь написать?

Во время работы над книгами часто собирается интересный материал, который не входит в одну книгу. Сейчас у меня набрался такой материал об исторической памяти о России начала ХХ века, а также о периоде революции и Гражданской войны. Возможно, буду работать над этой темой. Но, может быть, появится какой-то новый материал или новая тема.

– Спасибо большое. Остаётся только пожелать Вам успехов в Вашем научном творчестве.