Приемная комиссия: +7(383) 346-58-52, +79137030522, +79134700084; Бухгалтерия: +7 (383) 346-54-25, +79139141838
В декабре 2025 года в Калининграде, на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, прошла третья Международная педагогическая олимпиада по русскому языку, в которой приняли участие учителя-русисты из 20 стран. Магистрантка СибУПК Светлана Олейникова, учитель школы г. Усть-Каменогорска (Казахстан), стала абсолютным победителем олимпиады и обладателем Гран-при ректора БФУ им. И. Канта.
Участие в финале приняли 10 человек из Армении, Болгарии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Камбоджи, Кыргызстана, Сербии и Словакии, а в отборочном этапе приняли участие 65 специалистов из разных стран. В качестве итоговых конкурсных заданий русисты презентовали авторские образовательные и культурно-просветительские проекты, проявляли себя в методических баттлах, дискуссиях и пресс-конференции со студентами. Данное событие представило значительный интерес не только как площадка для обмена педагогическими практиками, но и как стратегическая инициатива по укреплению статуса русского языка в многоязычном мире.
«От всего сердца благодарим вас, что вы решили свою профессиональную жизнь связать с Россией и русским языком - не только его выучить, но и открывать мир нашего языка другим людям. Национальный язык — это душа народа: вы ее поняли, полюбили и делитесь этой ценностью в своих странах», - отметила проректор по социально-гуманитарной политике и региональному взаимодействию вуза-организатора Яна Ворожеина.
В ходе отборочного этапа участники готовили видеопрезентации «Моя философия урока русского языка», в которых представили свое видение идеального урока, методические предпочтения в преподавании русского языка, достижения учащихся. Еще одно задание – рабочий лист к уроку на тему «Русский язык для роботов» – продемонстрировало инновационный подход к интеграции технологии и лингвистического образования.
После отборочного тура финалисты прибыли в г. Калининград. Первым заданием стала разработка фрагмента урока, ориентированного одновременно на учащихся, изучающих русский язык как неродной, и обучающихся русскому языку как иностранному, что требует от педагога точной дифференциации целей, содержания и способов организации учебной деятельности для разных категорий изучающих.
Центральным компонентом финального этапа олимпиады стала разработка образовательно-просветительского проекта. Проект Светланы Олейниковой затрагивал актуальные проблемы преподавания русского языка и культуры в контексте полиэтничного Казахстана. В качестве основной темы была выбрана концепция русского культурного кода как системы глубинных смыслов, образов и ценностей, которые определяют специфику русской цивилизации.
На фоне снижения численности русскоязычного населения в Казахстане современная молодежь обладает инструментом (русским языком), но утрачивает способность декодировать культурную информацию, заложенную в нем. Цель проекта – способствовать осознанному освоению русского культурного кода казахстанской молодежью как основы понимания русской цивилизации и укрепления межкультурного диалога в полиэтничной среде. Автором были предложены следующие направления: проектная и межпредметная интеграция, детская ассамблея народов Казахстана и межнациональный диалог, мультимедийная журналистика и создание контента, а также профессиональное и международное сотрудничество, которое предполагает укрепление взаимодействия с российскими университетами и образовательными организациями.
«Нам необходима большая медиаплатформа, которая объединила бы педагогов-русистов из разных стран. Много разрозненной информации про конкурсы и возможности для преподавателей и студентов, но очень важно организовать единое пространство с обучающими материалами и анонсами профессиональных конкурсов для разных целевых групп. Очень рада, что этот проект отметили как важный и актуальный», - подчеркнула Светлана Олейникова.
Значительную роль в развитии проекта, по словам финалистки, сыграло обучение в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) по программе магистратуры 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Светлана Олейникова обучается на втором курсе магистратуры, повышая свое педагогическое мастерство. Такое международное взаимодействие не только способствует повышению квалификации казахстанских педагогов, но и продвигает русский язык как живое, значимое средство академического и профессионального взаимодействия.